Фейерверки Москвы - феерверки, пиротехника, салюты. Пиротехнические шоу на заказ





Фейерверк, пиротехника. Празднование Нового года.

Наиболее устойчивой оказалась традиция отмечать Новый год красочным фейерверком. Петр I повелел праздновать Новый год 1 января, т. е. по юлианскому, а значит римскому календарю. Эта одна из первых ярких ориентаций на образ Римской империи, которая будет продолжаться в разных формах и видах весь XVIII в. Указ предписывал праздновать Новый год по случаю его введения 7 дней, празднично украсить ворота домов еловыми и можжевеловыми ветвями, а ночью зажигать праздничную иллюминацию. На Красной площади должны были быть сооружены триумфальные ворота и произведены "огненные потехи". С тех пор Новый год ежегодно праздновался 1 января.
Праздник завершался сожжением фейерверка, характер которого был различным: от небольшого до грандиозных, в 1703, 1704, 1710, 1711, 1712, 1720 гг., запечатленных в гравюрах. Источники позволили установить проведение новогодних фейерверков в Москве в 1700, 1702-1710 гг. и в 1723 г.; а также в Петербурге в 1711, 1712, 1714-1716, 1718-1721, 1724, 1725 гг. В день Нового года в 1713 г. Петр I был в Голштинии, а в 1717 г. - в Амстердаме; за 1701 и 1722 гг. имеются описания новогодних торжеств, но фейерверк не упомянут. Но вряд ли его не было вовсе, так как в последующие годы он вновь зажигался 1 января. Неизвестно, был ли фейерверк в день Нового года в России в 1713 и 1717 гг., как трудно определенно ответить на вопрос зажигался ли новогодний фейерверк в Москве, если двор находился в Петербурге и наоборот. Однако скорее всего указ Петра I соблюдался, ибо налицо сложившаяся традиция отмечать день Нового года "огненной потехой".
Но здесь встает очень важный вопрос об отношении традиционной части русского общества к празднованию Нового года в то время. До реформы Петра новый год начинался с 1 сентября, а день 1 января в народном сознании в значительной степени оставался связан с языческими традициями и обрядами, входящим в комплекс зимних святок с кануна Рождества до кануна Крещения (24 декабря - 6 января по ст. стилю). Стоглав зафиксировал эти сохраняющиеся языческие рудименты в христианской России и языческое же название 1 января - "святой вечор". Время святок - это время ряженных, время маскарада, время переодевания, выворота обыденной жизни наизнанку. Языческие игрища церковью всегда преследовались, тем более что время святок - это страшные для православного человека дни. И именно в это время Петр I устраивает свои знаменитые маскарады и славленья, именно в канун Нового 1700 года состоялось знаменитое острижение бород и переодевание дворянства, а после новогодних торжеств женщинам приказано было открыть лица. К этому надо добавить триумфальные ворота и фейерверки с их античными, т.е. языческими для традиционного православного мировосприятия символами. Неудивительно, что эти действия Петра I бы лишним подтверждением для приверженцев традиционных взглядов, что царь - Антихрист, а все его действия и нововведения от лукавого.
Однако воля Петра I и его настойчивость победили: Новый год праздновали, и завершался он фейерверком, который, несомненно, притягивал в силу своей яркости и желания приобщиться к празднику значительное число горожан.
Традиция праздновать Новый год фейерверком оказалась очень устойчивой и вышла далеко за рамки петровской эпохи, продолжая существовать до сих пор.


Фейерверки во время правления Петра I.
Фейерверк - это яркие и красивые цветные огни, получаемые в воздухе при сжигании пороховых составов во время торжеств или праздников. Размах и продолжительность фейерверочного представления могут быть различными: от небольших коротких фейерверков с использованием наиболее распространенных верховых и низовых ракет до грандиозных многочасовых представлений с применением самых сложных пиротехнических фигур и фейерверочных декораций.
Фейерверк часто сопровождался праздничной иллюминацией города, которая дополняла и обогащала фейерверочное представление. Фейерверки были заключительной частью праздника, и, естественно, зажигались поздно вечером или ночью, когда на фоне темного неба взлетали в воздух ракеты, рассыпаясь разноцветными огнями и зажигались фейерверочные декорации. Если праздник был особенно значительным и продолжался не один день, то фейерверк обычно приходился на последний день праздника, в то время как иллюминация могла быть в течение всего времени празднования. Время года не влияло на проведение фейерверков, но погодные условия (сильный ветер, дождь) могли внести определенные коррективы в организацию фейерверочного представления.
В Европе фейерверки и иллюминации были известны еще в Средневековье: там они устраивались по случаю религиозных праздников, прибытия в город представителей королевской семьи, высших иерархов церкви, приезда послов или заключения мира.
В России же первые достоверные известия о проведении фейерверков относятся к последним годам царствования Алексея Михайловича. Здесь их называли "огненными потехами" или " огненными забавами", что точно отражало их развлекательный характер в то время. Фейерверки были тогда зрелищем невиданным и необычным. О том, насколько редким и из ряда вон выходящим было такое зрелище, говорит следующий факт. В 1675 г. в Великом Устюге голландский посол Кленк устроил фейерверк на берегу реки. Реакция же зрителей оказалась прямо противоположной той, которую следовало бы ожидать от праздничного развлечения: собравшиеся на берегу реки крестьяне приняли фейерверочные ракеты за огненных змей и в страхе разбежались. Однако не все отреагировали именно так. Тот же источник сообщает, что воеводе фейерверк понравился и он решил написать в Москву об увиденном Кириллу Нарышкину, отцу царицы. Русская аристократия последней четверти XVII в. могла где-то видеть или слышать о фейерверках и соответственно воспринимать их как средство увеселения, хотя для основной массы населения эти "потехи" были диковинкой.
В отличие от Европы, где фейерверк в честь приезда посольства или заключения мира имел определенный политический подтекст, в России фейерверки в царствование Алексея Михайловича оставались развлекательным зрелищем. Именно такой характер носила пиротехника 1672 г. и феерверк устроенный на масленицу в первопрестольной.
В эпоху Петра Великого фейерверочное дело было поднято на небывалую ни до, ни после высоту; фейерверкам было придано значение государственной важности. Без фейерверков вообще невозможно представить петровское время, именно тогда в России формируются разные фейерверочные традиции.


Масленичные фейерверки.
Довольно регулярное фейерверки начинают устраивать с последнего десятилетия XVII в. В Москве они сжигались на масленицу. Имеются данные за 1690, 1691, 1692, 1693, 1697 и 1699 гг. Масленица - народный праздник, уходящий корнями в языческое прошлое Руси и сопровождавшийся сжиганием соломенного чучела, символа уходящей зимы. Элементы народного праздника, связанные с огненным действом, соединялись с новым придворным огненным развлечением - фейерверком.
Именно в рамках масленичных фейерверков происходит смена их функционального значения. Из забавы, "огненной потехи", они начинают превращаться в мощное средство политической пропаганды идей и реформ Петра I. Так, уже в фейерверке 1693 г. был представлен вензель кн. Ф. Ю. Ромодановского, бывшего тогда "адмиралом" Переяславской флотилии и начальником потешных полков. Затем на фейерверочном транспаранте высветилась аллегория: Геркулес, раздирающий пасть льва. Фейерверк 12 февраля 1697 г. носил уже совсем не развлекательный характер, а являлся средством пропаганды первой петровской победы - завоевания Азова. О степени его значимости говорит тот факт, что это был первый русский фейерверк, запечатленный по указанию Петра I в гравюре. С приходом же нового века масленичные фейерверки фактически исчезают (исключение - масленичный фейерверк в 1723 г.)


Создатели фейерверков.
При Петре I созданием фейерверков заведовала особая бомбардирская рота Преображенского полка, в которой служил и сам Петр I. Также им активно использовались иностранные опыт и знания. Так, 16 мая 1696 г. в Москву прибыли из Бранденбурга военные инженеры и 4 бомбардира, которые были приняты в русскую службу. Во время пребывания Великого посольства в 1697 г. в Кенигсберге Петр I нанял "огнестрельного художника" Ягана Буса, также отправленного в Москву. В Амстердаме молодой царь нанял на службу Георга Вильгельма де Генина, для которого Россия стала второй родиной. Он оказался талантливым инженером и инвентором фейерверков. В 1712 г. артиллерийский подполковник Геннин устроил на льду Невы новогодний фейерверк перед дворцом князя Меншикова, в честь окончания войны с Турцией.
В начале 1709 г. из шведского плена были освобождены иностранные "огнестрельные мастера" (фейерверкеры) на русской службе: Аврам Кинезбе и Архибальд Крузе.
Еще один иностранец на русской службе - Витвер. Он занимался фейерверками уже в 1714 г. В 1721 г. о нем упоминает (правда не называя имени) Берхгольц. Во время празднования Ништадтского мира со Швецией 22 октября 1721 г. в Петербурге Петр I сам был вынужден заботиться об устройстве фейерверка, так как распорядитель фейерверка напился и не мог им управлять. То, что это был именно Витвер говорит тот факт, что Берхгольц в своем дневнике несколько раз упоминает его как "директора фейерверков.
Из иностранцев был еще скульптор и рисовальщик Н.Пино, который в 1721 г. создал рисунок храма Януса для петербургского фейерверка 99 октября 1721 г., посвященного празднованию окончания Северной войны.
Занимавшиеся фейерверками бомбардиры относились к артиллерийскому ведомству. Во главе артиллерии находился генерал-фельдцейхмейстер . По Табели о рангах это был очень высокий чин - II класс и равнялся действительному тайному советнику на гражданской службе. У исполняющего эту должность, кроме непосредственно чисто артиллерийских обязанностей было и заведование пороховыми заводами и артиллерийскими лабораториями, в том числе и теми, в которых изготовлялись фейерверки. Воинский устав Петра I определял обязанность генерал фельдцейхмейстера по отношению к "огнестрельным художествам": "смотреть, чтобы все искусства, что к Артиллерии принадлежат, не точию сам разумел, но особливо старательство иметь, чтоб в тех художествах ничто умалялися, но расти могло со тщанием..." Согласно уставу генерал-фельдцейхмейстер должен был также заботиться, и об обеспечении достойной смены всем занятым при фейерверках.
Но при помощи только иностранцев, пусть даже талантливых, развития фейерверочного дела в Росси не могло существовать. Нужны были свои собственные кадры. С этой целью для обучения были посланы в. Бранденбург русские ученики: 8 июня 1697 г. в Кенигсберг "для учения бомбардирского дела, Преображенского полку солдат, Степана Буженинова, Данила Новицкого, Василья Корчмина, Ивана Овцына, Ивана Алексеева". Самым талантливым из них оказался В. Д. Кормчин ,один_из известнейших фейерверкеров петровской эпохи.
Во второй половине ХVIII в. в памяти из русских фейерверкеров петровских времен остались лишь Корчмин и Скорняков-Писарев. Это вполне объяснимо: они оставили после себя "записи для составления ракет" и были наиболее способными и талантливыми в своем ремесле. Но самая главная фигура среди всех фейерверкеров - сам Петр I. Именно ему принадлежит честь изобретения многих пиротехнических составов, огней, сюжетов фейерверков. Первые сведения о Петре инвенторе относятся к концу XVII в. Генерал Патрик Гордон описывал в своем дневнике степень причастности Петра I к "огненным забавам: "на масленице непременно пускал блестящие фейерверки, которые сам всегда устраивал, собственными руками изготовлял на Потешном дворе ракеты, звезды, колеса, шутихи, огненные картины. Первый фейерверк, какого Москва еще никогда не видела, был сожжен на речке Пресне 26 февраля 1690 г., с пушечною пальбою при несметном стечении народа. Разноцветные огни в замысловатых фигурах, придуманные царем, горели далеко за полночь". От Петра I сохранились многочисленные собственноручные недатированные записи с рецептурой изготовления фейерверков. О том, что Петр I сам изобретал фейерверочные составы, упоминает и датский посланник Юст Юль при описании новогоднего фейерверка 1710 г.: "В фейерверке замечались красивые голубые и зеленые огни, изобретенные самим царем... и многочисленные огненные дожди, превращавшие ночь в день".


Прикладное значение фейерверков.
Помимо своего основного функционального назначения "огненные потехи" петровского времени сыграли значительную роль в развитии целого комплекса возможностей их прикладного применения. Во-первых, многочисленные экспериментальные работы в пиротехнических лабораториях по созданию фейерверков несомненно приводили к новым открытиям (ведь сам Петр изобрел голубые и зеленые огни), которые вывели русских пиротехников по уровню развития своего искусства на первое место в мире, что признавалось многими иностранцами. Эти открытия тотчас же использовались в военных целях в изготовлении горючих и взрывчатых веществ; причем зачастую фейерверками и созданием взрывчатых материалов для военных нужд занимались одни и те же люди: бомбардиры.
Во-вторых, фейерверочные огни и иллюминация способствовали развитию сигнальной службы на флоте (вспомним хотя бы празднично иллюминированные корабли на Неве в 1710 и 1714 гг.). В третьих, и это отмечал сам Петр I - частое употребление фейерверочных огней способствовало снятию страха перед огнестрельным оружием, который наблюдался у солдат русской армии, намного охотнее дравшихся штыком, чем стрелявших из ружья . Несомненно, что это было крайне важно для ведения военных действий, которыми была заполнена вся петровская эпоха. И, наконец, праздничные фейерверочные огни и иллюминация города, вызвали развитие уличного освещения в городах. Юст Юль, проведший зиму 1709-1710 гг. в Москве при описании праздничной иллюминации города, устроенной жителями в честь Полтавской победы и состоящей из аллегорий, высмеивающих шведов, замечает, что "потом они зажигались в течение всей зимы, пока вечера были долгие, (и) горели чуть не ночи напролет". Так постепенно подготавливалась почва для введения постоянного уличного освещения в городе.
Однако первые фонари появились все же не в Москве, а в Петербурге перед фасадом Второго Зимнего дворца Петра I, освещая его по ночам. Эти фонари изображены на гравюре А. Ф. Зубова "3имний дворец Петра I" (1716).
Уличное освещение Петербурга, единственного города петровского времени, имевшего это новшество, значительно улучшило его быт и вид, ибо теперь с наступлением темноты город не проваливался, как раньше, во власть мрака. Новшество было перенято вскоре и другими городами. В Москве первые уличные фонари появляются в 1730-х гг.
Таковы виды прикладных направлений "огненных потех". Бесспорно, что их развитие было очень важным как в повседневной бытовой жизни, так и в развитии русской армии и флота.


Пиротехника и фейерверки. Традиции послепетровского времени.
Продолжительность фейерверочных представлений, как и в петровское время, зависела от значимости праздника. Фейерверки в среднем горели несколько часов, а иллюминация могла быть от одной ночи до нескольких дней.
Во второй четверти XVIII в. происходит дальнейшее расширение географии распространения "огненных потех": как видно из приведеного ниже списка, помимо столиц их устройство происходило в провинциальных городах, усадьбах фаворитов и вельмож, а также в духовных обителях, которые по своей функции отнюдь не предназначены для увеселений, тем более столь ярких и пышных. Фейерверки устраиваются и на окраинах государства: в крепости Св. Крест и в присоединенной во время Семилетней войны столице Восточной Прусии Кенигсберге. Таким образом пропагандировалось расширение границ империи, усиление ее могущества. Заграничные фейерверки, в отличие от петровского времени, представлены в минимальном количестве и связаны с династическими праздниками. Также в отличие от петровского времени, во второй четверти XVIII в. значительное распространение получают праздники, связанные с правящей династией и просто праздники в честь посещения правителем того или иного места. Ряд фейерверочных мест Москвы и Петербурга продолжал сохраняться с петровского времени, другая же часть сошла с исторической сцены и уступила место новым. Так, наиболее популярным в Петербурге становится специально выстроенный для фейерверков Иллюминационный театр на Стрелке, а в Москве после слома фейерверочного комплекса на Царицыном лугу, большая часть фейерверков проводится перед императорскими яузскими резиденциями (Лефортовский дворец, Головинский дворец и Анненгоф) в райо0не Лефортово. Но, несмотря на изменения, фейерверки по-прежнему продолжали проводиться в основных культурно-политических центрах различных городов.
 

"Фейерверки Москвы"
2000 - 2010
Телефон: 542-0-888,  Почта: salutforyou@bk.ru Rambler's Top100